ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ О РУНАХ А. ПЛАТОВА
ИСТОРИЯ ВОПРОСА: СОВРЕМЕННОСТЬ
Начиная с середины XX века рунология становится объектом внимания очень широкого круга людей – и ученых самых разных специальностей, и эзотериков; говорить об истории рунологии с этого времени и до текущего момента можно очень долго. Однако, я вовсе не планировал этот очерк как научный обзор. Пытаться представить здесь все, существующие сейчас в рунологии, все тенденции и всех действующих лиц, было бы слишком самоуверенно с моей стороны, и – вряд ли интересно для читателя. Единственное, что стоило бы отдельно упомянуть – это формирование во второй половине XX века в России собственной школы научной рунологии – в СССР активно работали такие выдающиеся ученые, как Э.А.Макаев, Е.А.Мельникова, Н.В.Энговатов и другие.
Собственно говоря, описание истории рунологии как науки и как эзотерической дисциплины – в том контексте, который связан с этой книгой, – завершено. И тем не менее, необходимость в разделе «Современность» есть. В конце концов, мы ведь живем в этой «современности».
Здесь и сейчас – т.е. в России на рубеже тысячелетий – мы тоже прошли свою «историю эзотерической рунологии», выразившуюся в издаваемых у нас книгах. И я полагаю, что было бы небезынтересным рассмотреть и ее. Итак…
Период первый:
НАЧАЛО (до 1999 года)
Вероятно, «первой ласточкой» можно считать статью
«Рунический оракул Ральфа Блюма»,
опубликованную в 1990 году в журнале «Наука и Религия» Виктором Пелевиным. Это был очень краткий пересказ известной книги Блюма, содержащий, в основном, сокращенные блюмовские толкования значений рун. Нет смысла обсуждать достоинства и недостатки этой публикации (обусловленные качеством работ самого Блюма), но роль она сыграла, на мой взгляд, огромную: именно с нее начался интерес к рунам у очень многих людей моего и более старших поколений. Но собственно книгой это, разумеется, еще не было.
Первой книгой по эзотерике рун стала тоненькая брошюра
Елены и Анатолия Адити
«Руны: толкование Старшего Футарка,
основанное на руническом оракуле и практической магии»,
изданная в 1993 году неким «Обществом духовной и психической культуры» в Санкт-Петербурге. В книге было несколько страничек по истории рун, несколько – по рунической магии и по гадательным раскладам. Остальная часть – описания рун, довольно своеобразные, местами заимствованные из Блюма, местами непонятные, местами достаточно интересные… Не знаю, каков был тираж брошюры, но вне собственной библиотеки я видел ее лишь раз или два.
В 1994 году вышла в свет моя
«Руническая магия».
Ну… что можно говорить о собственной книге, впервые увидевшей свет вот уже полтора десятилетия тому назад? Сейчас я нахожу в ней множество недостатков, неточностей, вижу много такого, чем можно было бы ее дополнить. Но в том-то и дело, что это – сейчас… А тогда, я надеюсь, книга помогла кому-нибудь познакомиться с рунами и Северной Традицией. Книга пережила два законных переиздания (в 1995 и 1996) и как минимум два контрафактных (примерно тогда же), а суммарный ее тираж – около 30000 экз. – удивляет меня самого.
В 1996 году в киевском издательстве «София», широко известном тогда
благодаря первым изданиям Карлоса Кастанеды, увидела свет книга
Найджела Пенника «Магические алфавиты».
Несомненно, это было подарком для всех, интересующихся Традицией. Книга хороша и для знакомства с европейскими системами письма и их сакральной «подоплекой», и в качестве своего рода «справочника» по этой теме. Помимо рун, книга затрагивает огам, греческую и древнеевроейскую письменность, алхимические алфавиты и т.д. Говоря вообще, Найджел Пенник – автор около двадцати замечательных книг по европейской сакральной Традиции, в том числе – и отдельной книги о рунах (Rune Magic, 1992). Жаль, что «София» не сумела в то время издать и эту его книгу.
В 1997 году в той же «Софии» вышла книга
Эдреда Торссона «Северная магия: мистерии германских народов».
Книга была встречена российскими читателями весьма неоднозначно. Кто-то нашел в ней едва ли не откровение (действительно, многие вопросы, затронутые Торссоном в «Северной магии», вообще поднимались в русскоязычной литературе впервые). Кто-то довольно жестко ругал автора за сугубо американский прагматизм в описании магических обрядов, за излишне свободное обращение с фактами и за многое другое. Все это в определенной мере действительно имеет место. Еще один важный недостаток книги – ее бросающийся в глаза компилятивный характер (она составлена автором из фрагментов других своих книг). Ну и, разумеется, нужно упомянуть о концепции, с которой я лично никогда не смогу согласиться, – о том, что Младшие руны являются более сакральным и магическим строем, чем Футарк. (Правда, в некоторых других своих книгах Торссон не настаивает на этой «идее» настолько прямолинейно.) В целом, отлично видя все недостатки книги, я все-таки совершенно не согласен с теми, кто считает ее абсолютно бесполезной, а самого Торссона – «плохим» автором (здесь нужно также учитывать, что «Северная магия», мягко говоря, далеко не лучшая его книга).
Эдред Торссон – хорошо известный на Западе (в основном в США) исследователь и деятель языческого возрождения; он является основателем и главой американской «Рунической Гильдии». Перу Торссона принадлежит целый ряд книг по Северной Традиции; некоторые из них позднее также были переведены на русский язык.
В том же 1997 году в издательстве «Фаир» вышла первая после
«Рунической магии» книга, посвященная исключительно рунам, –
«Магия рун» Кеннета Медоуза.
Большинство знакомых мне специалистов по рунам единодушно утверждает, что главной достоинство этой книги – ее «простой, понятный язык» и доступность. Возможно. Главное же ее отличие от других книг по данной теме – это «шаманистский» взгляд (весьма популярный в движении New Age) не только на руническое искусство, но и на Северную Традицию в целом. На самом деле, соотношение шаманских и не-шаманских элементов в европейской сакральной Традиции – сложнейший вопрос, которому посвящены десятки, если не сотни исследований, и вот так запросто объявлять ВСЮ Традицию шаманизмом… легкомысленно, на мой взгляд. Книга имеет и ряд более конкретных недостатков, которые я просто перечислю:
- Искажение священного порядка рун Футарка. По каким-то собственным соображениям Медоуз меняет порядок рун в строе, заявляя, что тот должен начинаться с руны Уруз (он не первый в этом, но дела это не меняет). Одного этого факта, ломающего традицию длиной в два с половиной тысячелетия, достаточно, чтобы перечеркнуть любые достоинства книги (включая ее «доступность»).
- Использование «пустой руны», придуманной Ральфом Блюмом.
- Искажение имен рун – причем, я даже представить себе не могу, где автор обнаружил такие имена рун как Петра, Йо и так далее.
- Есть и другие недостатки, возможно, менее существенные. Так, например, подгоняя начертание рун к собственной графической «системе», Медоуз нередко деформирует их, отклоняясь от традиционных начертаний. Устанавливая связи между рунами и деревьями, автор нарушает очевидные зависимости, сопоставляя, например, руну Беркана («Береза») – которая у него называется «Бьярка» – с грабом. И т.д.
- Ну и, конечно, особенно следует отметить перевод (никогда не понимал, почему издателям переводных книг не приходит в голову с кем-нибудь проконсультироваться). Именно с качеством перевода связано, например, появление «связующих рун» вместо «вязаных».
Тем не менее, книга действительно написана понятно и просто. Вероятно, именно с этим связано то, что – в отличие от Пенника или Торссона – она как минимум дважды переиздавалась, и суммарный тираж ее достигает нескольких десятков тысяч экземпляров.
Надо сказать, что 1997 год вообще оказался «плодовитым» на книги
о рунах. В том же году была переведена и опубликована
книга Лизы Пешель «Практическое руководство по рунам»
(издательство ЦАИ). Любопытно, что аннотация книги почти дословно повторяет описание достоинств книги Медоуза в рецензиях – «изложена простым и ясным языком». И еще одно совпадение – оба автора уж очень подробно рассматривают процесс изготовления мешочка для рун, описывая даже то, как именно надо делать стежки, и как именно вставлять завязки (отдельно - в случае замшевого мешочка, и отдельно – в случае полотняного). Из каких, интересно, исторических источников они почерпнули эту информацию?
Главный недостаток книги Лизы Пешель
– очень странные трактовки рун.
Конечно, никакого стандарта в этом вопросе нет и быть не может, но все же предлагать использовать руну Хагалл (разрушение) для защиты и привлечения удачи, руну Перт (потаенное) – для хорошего душевного здоровья, а Науд (нужда) – для счастья в любви… Еще книга просто пестрит афоризмами. Вот, например: «Магия – это хорошо продуманное научное упражнение, результаты которого известны заранее». Ну-ну…
«Практическое руководство…», несомненно, принадлежит к категории «магия для домохозяек». И тем не менее, я не могу не отметить, что это какая-то очень добродушная книга, сделанная, несомненно, с любовью и к рунам, и к читателям. Книга пережила как минимум одно переиздание; еще одно, насколько я понимаю, было сделано под несколько измененным названием.
Вышедшая в следующем 1998 году в издательстве «Астролокид» книга
«Руны» (составитель – Анна Кайе)
представляет собой своего рода сборник, организованный по принципу «с мира по нитке» .
В книгу вошли и фрагменты того, что выходило на русском языке раньше (попали туда и куски моих статей и «Рунической магии»), материалы других изданий; вероятно, и собственные наработки составителей (над книгой работало несколько человек). Определенный интерес сборник представлял наличием фактического материала (в том числе изображений), ранее в России не публиковавшегося, однако структура книги получилась несколько излишне хаотической.
Наконец, в 1999 году в издательстве «София» выходит в свет наш с Алексом ван Дарт
«Практический курс рунического искусства».
В предисловии к первому изданию мы писали: «Приступая к этой работе, авторы поставили перед собой весьма непростую задачу: создать книгу, предназначенную для последовательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости Срединного Пути, авторы стремились, с одной стороны, не перегружать книгу отступлениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты рунического Искусства, а с другой стороны – постарались не опуститься до уровня распространенных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства. Насколько это удалось авторам – судить критикам и читателям…»
Насколько это нам удалось, я действительно не возьмусь судить сам, но воспользуюсь любезным разрешением Зигвульта, руководителя Общества возрождения северной языческой Традиции «Рагнар», использовать здесь материалы его обзора литературы по рунам. (Обзор называется «О рунах по-русски»; он достаточно широко известен в сети Internet, исходная публикация – на сайте общества «Рагнар»: www.ragnar.ru.)
Итак, из рецензии Зигвульта:
«В этой книге Антон Платов в соавторстве с Алексом ван Дартом, в целом повторяя материалы своего более раннего труда «Руническая магия», частично вошедшего в «Магические искусства Древней Европы», представляет читателю практическое руководство по самостоятельному освоению основ искусства рунической магии. В книге, вместе с теоретическими сведениями, изложенными в простой и доступной форме и порядке, оптимальном для поэтапного изучения рун, приводятся практические советы по освоению, закреплению и применению знаний, полученных в результате изучения теоретического материала. После экскурса в историю возникновения и применения рун даются сведения о руническом письме, различных рунических рядах, включая славянские руны, и о практике рунической мантики (гадания). Вторая часть книги посвящена собственно основам практической магии рун: рассказывается о различных видах и способах применения рун, о предметах и материалах, используемых для нанесения рун (здесь приводится мнение автора о магических свойствах деревьев и металлов – редкость среди литературы о рунах), о рунических текстах и, достаточно кратко, о «рунической йоге». Заслуживает внимания руководство по составлению рунических формул различного типа, встречающихся на древних памятниках.
Эта книга не просто рассказывает о существующем Пути под названием «руническая магия», как большинство других книг «о магии». Она позволяет читателю сделать несколько шагов в этом направлении, почувствовав его вкус, ощутить малую толику радостей и трудностей, ждущих его на этом Пути, и решить для себя, идти ли дальше. Разумеется, прочитавший эту книгу тут же не станет мастером рун и всемогущим магом – сведений, изложенных в ней и времени, затраченного на описанную практику, явно будет недостаточно для этого. Но прошедший этот курс уже будет знать и на собственном опыте понимать, что руническая магия есть не где-то у кого-то, а в его собственной жизни, и ее дальнейшая роль в его жизни зависит от него самого. И от воли богов, разумеется».
Он же – в другом месте своего обзора – критикует нашу концепцию «групп рунической магии»:
«Спорным является вопрос соотнесения Старшего Футарка с «группами рунической магии» в тексте эддической песни «Речи Сигрдривы». Разумеется, в Старшем Футарке все имеет значение, в том числе возможность разделить его на восемь групп по три руны в каждой, но соотнесение этих групп с теми, что описаны в «Речах Сигрдривы» многим исследователям рун кажется ошибочным – зачастую далеко не очевидны соответствия значений рун в группах и смысловых значений названий групп, как и их описания в эддическом тексте».
Книга пережила два переиздания (оба в 2000 году); общий тираж ее составил около 15000 экземпляров.
Период второй:
«СОФИЙСКАЯ» СЕРИЯ (2000-2002 годы)
К 2000 году общее число русскоговорящих людей, более или менее серьезно интересующихся рунами, стало достаточно велико для того, чтобы издатели, в свою очередь, проявили интерес к подготовке и изданию целого ряда книг о рунах, которые могли бы познакомить читателя с разными концепциями и разными авторами. Мне довелось быть составителем и редактором такой серии книг, вышедших все в той же «Софие» в 2000-2002 годах. Я выделяю это время в отдельный период постольку, поскольку именно тогда русскому читателю была представлена возможность работать не с пересказами известных авторов, а непосредственно с их книгами, и это, полагаю, во многом изменило общую ситуацию. В этой серии нам удалось издать Блюма, фон Листа, Торссона, мою работу по славянским рунам. К огромному сожалению, не оказалось возможным перевести и издать посвященные рунам работы Найджела Пенника, и наше с ним общение ограничилось интересной перепиской и обменом книгами.
…Непросто рецензировать книги, редактором которых ты выступал, но я попытаюсь сделать это, хотя бы коротко – и, опять же, используя подробный обзор, выполненный Зигвультом.
Ральф Блюм
В 2000 году вышла в свет его знаменитая
«Книга рун»,
в 2001 –
«Целительные руны».
Обе книги неоднократно переиздавались, и судить об их суммарном тираже затруднительно. Далее – предоставляю слово Зигвульту:
«Именно с него [т.е. с Блюма – А.П.] началось новое массовое увлечение рунами, позже перекинувшееся и на территорию бывшего СССР. Ральф Блум, автор книг «Книга рун» и «Целительные Руны», не был ни серьезным рунологом, ни историком, ни приверженцем Северной Традиции. Он был энтузиастом, открывшим для себя мир древних магических знаков и показавший дорогу в этот мир широким массам. Этот вклад в развитие рунологии невозможно переоценить, но также необходимо отметить отдельные, весьма грубые, ошибки автора, многие из которых сегодня являются предметом разногласий авторитетных рунологов и дилетантов-популяризаторов. Среди них и пресловутая «пустая руна», и порядок рун в ряду, не обоснованный ничем, кроме собственного, весьма сомнительного мистического опыта автора, и не менее сомнительный способ установления им описанных в его трудах значений рун путем параллелей с совершенно чуждой рунике китайской системой И Цзин. Многие умозаключения автора носят чисто христианский характер, чуждый рунической среде, а потому противоречат ей, а иногда и здравому смыслу. Однако, по праву первого и по масштабности роли, книги Блума, несмотря на все его заблуждения, достойны почетного места на книжной полке современного рунолога.»
Гвидо фон Лист
«Тайна рун»
фон Листа, несомненно, является классикой эзотерической рунологии – как бы мы не относились к его идеям и выводам. К моменту выхода в свет русского издания книги (2001), она давным-давно была переведена почти на все европейские языки. Собственно говоря, о фон Листе и его «Тайне рун» так много сказано и написано (в том числе и на русском языке), что вряд ли имеет смысл как-то комментировать его работу. Другое дело – сама книга и, прежде всего, качество перевода и комментариев (а надо сказать, что переводить фон Листа – занятие сложнейшее). Надеюсь, что в этом отношении мы не ударили в грязь лицом.
Антон Платов
В том же 2001 году вышли в свет мои
«Славянские руны».
Я видел немало критики этой книги, но, к сожалению, – ни одной полноценной рецензии (творения Гриневича и Чудинова не в счет, это вообще не имеет отношения к рунам), поэтому не могу привести здесь таковую.
Большинство нападок сводится к обвинениям в «неисторичности» материала и «недоказанности» выводов. Между тем, книга намеренно разбита на две части. Первая, «Историческая», посвящена обзору доступной информации по докириллической письменности славян и анализу северо-вендских рун, – и опирается на данные археологии и академические источники. До сих пор мне не доводилось видеть корректных указаний на конкретные ошибки, допущенные в этой части.
Название второй части книги – «Волшебная» – по-моему,
говорит само за себя. Эта часть содержит описания значений рун вендского ряда и представляет собой (что, к слову, оговорено во введении к части) результат моей собственной практики и мое видение вопроса. В «волшебной» части и не может быть прямых доказательств, – просто для кого-то мое видение близко, а для кого-то – неприемлемо.
Книга переиздавалась в 2002 году.
Эдред Торссон
В 2002 году в этой серии вышли две книги Торссона – в отличие от изданной в 1997 году «Северной магии», посвященные непосредственно рунам.
Это серьезный объемистый труд
«Руническое учение: введение в эзотерическую рунологию» и
небольшая книжка
«Источник судьбы», представляющая собой руководство по рунической мантике.
О признаваемых большинством понимающих людей недостатках книг Торссона мы уже говорили выше, и повторяться не стоит. В любом случае, «Руническое учение» – фундаментальная работа, выгодно отличающаяся доскональностью и объемом рассматриваемого исторического материала (что, увы, редкость среди выходящих в России книг о рунах), а также – рассмотрению рун непосредственно в контексте Северной Традиции. Несомненно, книга заслуживает всяческого внимания.
Период третий:
НОВАЯ ВОЛНА (2002-2005 годы)
В первые годы нового столетия начинается «массовое» издание книг по рунам. Продолжают переводиться и издаваться западные авторы (и интересные, и не очень), но главное отличие «новой волны» в литературе по рунам – это появление большого числа русскоязычных авторов.
В 2001 году в ростовском издательстве «Феникс» выходит первая книга
Сергея Батюшкова –
«Амулеты и Талисманы. Практическая Магия Рун».
Книга примечательна уже тем, что Батюшков стал первым российским автором этой самой «новой волны», – создавать собственную книгу на фоне уже опубликованных трудов мэтров – это очень непросто, особенно, когда ты идешь первым. В остальном – процитирую обзор Зигвульта:
«В своей книге Сергей Батюшков кратко излагает собственный опыт в качестве пособия для начинающих практиков амулето- и талисманостроения. Книга написана простым и доходчивым языком, порой не без юмора, что еще более упрощает усвоение и без того нехитрого материала. Жаль только, что автор не снисходит до обоснования собственных утверждений, кроме разве что упомянутых вскользь Старшей и Младшей Эдд. Основная заслуга автора – разработка ритуала освящения рунического амулета в трех вариантах: малый, большой и походный ритуал. Разумеется, данный материал не имеет ничего общего с древней Традицией, однако, во-первых, он в целом не противоречит ей (разве что вызывает смущение присутствие четырех стихий), во-вторых, он отвечает на столь распространенный вопрос новичков о том, как «включить» созданный предмет Силы или от чего плясать при разработке собственного ритуала».
В 2002 году питерская «Евразия», известная многими замечательными
книгами, перевела и выпустила в свет
книгу Эдмунда Вебера «Руническое искусство».
Можно только порадоваться и самому выходу на русском языке этой
книги, и качеству перевода, и тому, что редактировать книгу взялся
А.А.Хлевов, обеспечив высокое качество подготовки издания.
Впервые книга была опубликована в фашистской Германии в 1941 году; Вебер не был, в отличие от некоторых других немецких рунологов того времени, офицером SS, но, конечно, время и место написания книги не могли не сказаться на ее «настроении». Тем не менее, книга написана абсолютно корректно, и политические воззрения автора никак не сказались на его объективности.
По структуре книга представляет собой ряд небольших взаимосвязанных очерков, в совокупности свое достаточно полно характеризующих руническую традицию. Отлично охарактеризовал книгу в своем предисловии к русскому изданию А.А.Хлевов: «Подобно педантичному, но увлекающемуся и знающему школьному учителю – опять же, учителю именно немецкому – Вебер ведет читателя от вопроса к вопросу […] Два образа возникают, когда размышляешь над страницами этой книги: первый – образ экскурсовода в строгом черном костюме, аккуратно показывающего длинной указкой на наиболее интересное из разложенного в витринах большого музея. И второй – образ человека, предлагающего взглянуть на рабочий стол исследователя…»
Автор не дает привычных для книг «эзотериков от рунологии» пространных трактовок значений рун, но вопросы о сакральном значении и магическом применении рунических знаков, разумеется, затрагивает.
В 2003 году «Фаир-Пресс» перевел и издал
«Руны и мистерии северных народов» Фрейи Асвинн,
достаточно известного на Западе автора.
Правда, в исходном варианте книга называлась существенно иначе – «Northern Mysteries and Magick: Runes and Feminine Powers», но про «женские силы» или «женское могущество» издатель решил не упоминать, дабы, вероятно, не терять мужскую часть потенциальных покупателей. (К слову, можно отметить употребление американизма magick, придуманного американскими викканцами и неоязычниками для различения с классическим англ. magic, принявшим в США значение «фокус»,
«Руны и мистерии» – любопытная книга, несколько удивляющая избыточным феминизмом, но привлекающая широтой рассматриваемого материала.
Не все утверждения автора могут вызвать стопроцентное согласие (но – так вообще редко бывает в области рунологии), но в любом случае книга интересна, полезна и содержательна.
В период с 2002 по 2005 годы в издательстве «Велигор» выходят в свет
три книги Леонида Кораблева, интереснейшего исследователя исландской культуры:
Графическая магия исландцев (2002)
Рунические заговоры и апокрифические молитвы исландцев (2003)
Рунология Йоуна Оулафс-Сона из Грюнна-Вика. Исландские трактаты XVII века (2005)
Все три книги интересны, прежде всего, тем, что созданы на основе богатейшего исландского этнографического и письменного материала, который, благодаря Кораблеву, стал доступен русскому читателю. Книги несколько хаотично структурированы, но это с лихвой искупается ценностью их содержания. Нет никаких сомнений, что все три эти книги должны быть частью библиотеки любого человека, серьезно интересующегося рунами.
Галина Бедненко
"Школа рун"
(Руническая магия, 2003; Школа рун: техника гадания и магический
комментарий, 2006), несомненно, человек в сообществе российских
эзотерических рунологов незаурядный.
Так, например, первым ее появлением на литературно-рунологическом
поприще стала изрядно злобная статья «О рунах: не веря, не любя.
Германская магия в американском исполнении», опубликованная еще в 1998
году (НГ-Экслибрис, №7 (28) за 1998 год).
В этом не очень большом тексте Бедненко не только успела
«размазать по стенке» Эдреда Торссона, но и помянула Найджела Пенника,
а заодно – и меня самого объявила автором «компиляций статей
Е.А.Мельниковой»... Дело даже не в конкретных нападках (тем более, что русское издание «Северной магии» Торссона действительно не лишено грешков), а в самом тоне статьи…
Но – вернемся к книгам.
Скажу честно, я не очень верю в то, что можно эффективно
использовать руны, не погружаясь в исторический и культурный контекст
Северной Традиции.
Я знаю, что Бедненко с этим контекстом хорошо знакома,
но… «Школа рун»,
например, включает едва десяток страниц, посвященных истории рун,
и не содержит ни одного примера древних рунических артефактов.
Собственно говоря, непосредственно рунам посвящено лишь около
трети книги; остальная часть – это рассказ о скандинавских богах,
описание техник мифодрамы, принципов скальдической поэзии и…
«современной обрядовой кулинарии».
Эта последняя часть книги особенно любопытна; в ней можно найти,
например, такие обрядовые блюда, как «десерт Муспелльхейм и Нифльхейм»
из ванильного мороженого и коньяка, или «отрезвляющий напиток
«Враги сожгли родную хату»…
При всем том, что Галина Бедненко, несомненно, достигла существенных
успехов в работе с мифодрамой, создается впечатление, что к самой
Традиции она относится… скажем так, снисходительно.
В 2004 году увидела свет книга
Олега Шапошникова
«Руническое Таро» (СПб., издательство «Невский проспект»).
В анализе данной книги я полностью разделяю мнение Зигвульта и потому, дабы не повторяться, снова процитирую его обзор:
«Олег Шапошников – довольно уважаемый в среде рунологов теоретик и практик, автор множества исследований на тему рун, Северной Традиции, шаманизма и биоэнергетики. Не так давно он изложил в книге «Руническое Таро» часть своих исследований, до того представленных лишь на его Интернет-сайте. Как и у многих других авторов, большинство материалов этой книги являются результатом личной практики Шапошникова, а некоторые из них имеют довольно сомнительное отношение к древнему искусству, как например соотношение рун и карт Таро (впрочем, столь часто встречающееся у современных исследователей). Однако вызывает уважение стремление автора совместно с коллегами по ремеслу постоянно развиваться, проверяя на прочность все предлагаемые теории.
Основная часть данной книги представляет собой компиляцию из описаний значений отдельных рун различными известными исследователями, а также коллегами автора по рунической работе и самим автором, включая его соображения касаемо соответствий рун камням, деревьям, цветам и руническим позам. Также приводится описание рунического оракула с оригинальными техниками, включая так называемое «руническое Таро». Излагается собственное мнение автора о «Заклинаниях Одина» и весьма интересная техника работы с Валькнутом в руническом круге. Завершают книгу примеры рунических формул на разные случаи жизни, основная часть которых построена на авторской технике связи рун с переходами между мирами в структуре Мирового Древа.
Книга полна интересных и свежих мыслей, многие из которых хоть и не являются наследием древности, но вполне способны приоткрыть завесу над многими тайнами рун – разумеется, для тех, кто не устает искать. Наибольшая ценность этой книги состоит в множественности изложенных мнений по каждой из рун, что позволяет читателю, не ограничиваясь мнением одного автора, более полно увидеть то, что скрывают руны».
2005 год принес нам сразу несколько хороших книг по рунам, и первая из них, которую необходимо упомянуть, это работа
Гезы фон Неменьи «Священные руны. Магические символы Севера»,
вышедшая в издательстве «Велигор».
Фон Неменьи – руководитель одного из языческих объединений Германии. В июне 1998 года он представлял свою организацию и свою страну на I съезде WCER (World Congress of Ethnic Religions) в Вильнюсе; жаль, что мы так и не встретились на этих съездах: меня не было на первом, а позднее, когда я уже участвовал в работе WCER, туда не добирался он. Думаю, нам было бы, о чем поговорить.
Книга фон Неменьи могла бы послужить примером того, как стоит строить книгу, посвященную рунам. Я прекрасно вижу и то, что структура «Священных рун» – на мой, по крайней мере, взгляд – не идеальна, и то, что этот труд не лишен определенных недостатков (их не лишена любая из наших книг). Но здесь я имею в виду сам подход автора к рассказу о рунах: фон Неменьи говорит сначала о Традиции, и лишь во вторую очередь – о практике. Увы, это редкое достоинство.
Не подлежит сомнению, что книга фон Неменьи – «не для всех» (всем порекомендую, например, брошюры Лизы Пешель). Но те, кто серьезно стремятся к постижению рун, эту книгу, несомненно, оценили.
В том же 2005 году вышла книга
Сергея Кормилицына
"Тайны Рун".
Наследники Одина» (Москва, издательства «Яуза», «Эксмо»). Это – нужная, хорошая книга. Но: а) она состоит из трех очень разных материалов, которые не стоило пытаться слить в одно целое, и б) она абсолютно неверно позиционирована.
Основная часть книги – это новый русский перевод «Тайны рун» Гвидо фон Листа; мне было очень интересно сравнить его с нашим переводом, сделанным четырьмя годами раньше. Не знаю, почему Кормилицын не ссылается на наше издание, но – это его личное дело. Гораздо непонятнее другое: почему книга не была позиционирована как новое русское издание знаменитого труда фон Листа? У меня есть некоторые претензии и к переводу, и к трактовкам, но это уже совсем другой вопрос.
Две другие части книги – неравноценны. Первая представляет собой очень интересный очерк использования рун в Германии первой половины XX века. Эту часть – возможно, несколько расширенную, – было бы удовольствием видеть отдельно изданной книгой.
А вот третью часть – свод трактовок значений рун разными авторами – можно было и вообще не печатать. Автор сам указывает, что скачал эту информацию из Интернета, и даже приводит веб-ссылки. Можно было и ограничиться публикацией этих ссылок на пиратские сайты: кому нужно – сам скачает…
2005-й год разродился еще одной книгой по рунам;
это «Магия рун: Футарк классический и арманический» Евгения Колесова
и Александра Торстена (издательство «КСП+»).
Необходимо сразу сказать, что попытки связать воедино жесткими соответствиями все известные символические системы, чтобы создать некую великую «надсистему», не вызывают у меня серьезного доверия. Подобные системы вообще далеко не всегда сопоставимы (даже когда число элементов в них близко), нередко он6и используют разные «базы». А уж сопоставить «все со всем»… В рамках данной книги авторы попытались сделать именно это – увязать (жестко увязать!) между собой руны, астрологические архетипы, буквы еврейского алфавита, карты Таро, алхимические символы, христианские и иудаистские представления, «архетипы артурового цикла». Так, например, руна F оказывается связана с «великой триадой Алеф-Мем-Шин», со слова Иисуса про «да любите друг друга», с образом Саваофа, с «путем Диониса», с арканом «Первосвященник» и с «артуровым архетипом ЯН». Дело не только в изрядной мешанине (что это, например, за артуров «архетип» с китайским названием, да и вообще такие концепции, как Ян или Инь, не являются архетипами – ни в юнговском, ни в элиадевском смыслах), но и в том, что связывать северные руны с ветхозаветными образами или с мистикой еврейского алфавита, на мой взгляд, бессмысленно, да и опасно.
Период четвертый:
ХАОС
Начиная примерно с конца 2005 года число книг по рунам, выходящих на русском языке увеличивается лавинообразно. На настоящий момент (конец 2008 года) мне известно около 80 русскоязычных изданий, – а я наверняка знаю их далеко не все. В последние годы переиздаются и переводные книги, успевшие ранее завоевать популярность, но масса изданий – новые книги новых русских авторов. Сейчас таких авторов около двадцати.
Анализировать все это «книжное буйство» невозможно, да и не нужно. Нет никакого смысла последовательно разбирать все вышедшие в свет «Эротические руны», «Руны для дома и семьи», «Рунические настои», «Мудры рун исцеления» и т.д. Среди этого болота появляются новые значимые и интересные книги, но их доля в завалившем прилавки ширпотребе минимальна.
На самом деле, в этом нет ничего страшного. Массовое появление «пустых» книг ничего не значит, пока есть книги достойные. Отличить их в создавшемся хаосе совсем несложно: если автор ставит Традицию впереди сугубой практики, – как Пенник, Торссон, фон Неменьи, – книга заслуживает изучения, даже если трактовки и концепции автора будут отличаться от наших собственных или от «условно общепринятых».