© ВИКА СПАССКАЯ.
ЕСТЬ ВОПРОСЫ?
ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
ПИШИТЕ >>
НИИ ЧАВО - МАСТЕРСКАЯ РУНИЧЕСКОГО ДЕЛА[ ] [ [] [] [] [ Боги ] [ Солнце ] [ Луна ] [ Нумерология ] [ Камни ] [ Растения ] [ Масла ] [ Дни недели ] |
© ВИКА СПАССКАЯ. |
Венеру называют "малым счастьем" в сравнении с "большим счастьем" Юпитера. Юпитер символизирует шумное счастье. Это куча неожиданно появившейся радости. Венера же требует большей работы, потому что она тонка, нежна, ажурна. Она настраивает на серьезную концентрацию внимания к переплетению противоположностей, к сплетению полярных начал. Венера требует особой аккуратности в обращении. Поэтому с ней очень трудно работать. Венера отвечает за разумный синтез: разум как объединение рассудка и переживания. В этом плане Венера мало кем понимается как особо важный фактор.
Наша жизнь испытывает явный недостаток Венеры. Речь идет не о внешних украшениях, а о чувстве целостности, баланса, связанности всего со всем. Причем связанности закономерной, гармоничной, естественной. К сожалению, люди привыкли опираться на рассудок. И поэтому они акцентируют то одну, то другую сторону полярностей. Венера - это срединный путь Будды, путь гармонии, баланса, синтеза верхнего и нижнего, левого и правого, светлого и темного, горячего и холодного.
В древних цивилизациях Средиземноморья не было культов, в которых бы не уделяли особого внимания умиротворяющему, упорядочивающему женскому началу. Древние прекрасно понимали, что Венера учит людей быть людьми. Человек должен в той или иной форме поклоняться красивому, гармоничному началу, для того чтобы выстоять в хаосе дней, имея перед глазами образец совершенства, живого, подвижного, различного в каждый момент времени.
Устранение препятствий, высшая защита, органическое возрастание силы. Мы обычно понимаем силу как переливание топлива в бак автомобиля, то есть как нечто, что необходимо призвать и присвоить. Под Эйваз же сила вырастает вместе с нами, постепенно накапливается, совершенствуется, становится более мощной, динамичной благодаря тому, что мы не насилуем процесс ее возрастания. Наращивание мощности происходит поступательно, без давления, без призывов и насилия.
Большинство человеческих трудностей проистекает из-за зацикленности на себе, на своем мнении, на ограниченной точке зрения. Венера призывает открыть поле восприятий, оглядеться вокруг. Может быть, не стоит ломиться в открытую дверь, а просто открыть ее в другую сторону. Нужно почувствовать некий более широкий контекст, в котором мы действуем. Это не интеллектуальная операция, а переживание, эмпатическое вживание в ситуацию. Существуют не просто "я и ситуация", а существует целое: я как его представитель и преграда, которую, согласно влияниям целого, мне нужно преодолеть. Когда человек чувствует такую связь с более широкими программами, когда он учится отвлекаться от формул неудач и переживать более широко, почти всегда оказывается, что его взгляды перестраиваются, и он действительно находит выход. Вот почему Рерих призывал к красоте, называя этот путь срединным путем гармонии.
Хорош тот человек, который поступает красиво, действует сбалансированно, на основе синтетических представлений, и не только от себя, но как посланник целого, как представитель более широкой системы.
Эйваз говорит о том, что каждая конкретная цель должна быть согласована с судьбой. Наша судьба - это мы сами, разворачивающиеся во времени. Когда мы соподчиняем цели с судьбой, со стратегией жизненных достижений, со стратегией жизненного роста, то мы фактически объединяем их с самими собой. Часто люди занимаются тем, что выполняют не свою работу, стремятся не к своим достижениям, интересуются не своими фактами. Руна Эйваз призывает сопоставить то, что ты делаешь сейчас, с тем, что ты вообще делаешь на Земле. Если человек эмпатически, эмоционально постигает в данный конкретный момент линию своей судьбы, он безошибочно находит ответ на поставленные перед ним вопросы.
Человек эффективен только тогда, когда он действует по необходимости. Эту необходимость диктует ему его собственная судьба, которую он ощущает в себе и которая есть он сам. Мы удачливы, успешны, результативны и счастливы тогда, когда каждый шаг в большей или меньшей степени соотносится с целым, с генеральной линией нашего развития. Такое соотнесение не является простой процедурой. Ее невозможно осуществить с помощью рассудка. А вот венериански почувствовать можно на примере оппозиции: мое - не мое, нужно - не нужно, хочу - не хочу, лежит - не лежит душа, нравится - не нравится.
Когда человек анализирует лень с позиций надобности своей судьбы, он вдруг преодолевает ее, понимая, что где-то глубоко в душе живет тонкий, тихий императив: "Родной, это надо будет сделать. Не сегодня, так завтра. Не завтра, так через год". И человек сердцем чувствует, что действие неизбежно - против лома нет приема - и спокойно приступает к работе даже при внешнем нежелании.
В оккультной школе Пифагора солнечные штудии были ежедневной дисциплиной. Поэтому люди развивались там с космической скоростью. Они преобразили культуру всей Эллады. Дважды в день, занимаясь медитацией, они выправляли путь своего развития. Медитация происходила в молчании. Никто никому не задавал вопросов, потому что люди вели диалог со своим кармическим эгрегором. На восходе и закате, когда природные токи сбалансированы, они искали равновесия в своей судьбе, эмоционально просматривая текущий день в резонансе с целым судьбы.
Еще один девиз Эйваз: все сомнительные ситуации можно и нужно предвидеть и предотвращать.
Эйваз символизируется деревом: корни внизу, ветви вверху, грубый ствол, тончайшие цветы, одни ветви на юг, другие на север - и все остается целостным, единым. Дерево вмещает в себе все возможные оппозиции. Оно является фокусом синтеза. Человек живет, движется, перемещается в огромном смысловом пространстве. Оно вмещает и внутренний, и внешний мир событий. Эйваз помогает почувствовать связанность всех осей, всех векторов перемещения. Эйваз призывает уподобиться дереву, синтезировав все оппозиции. Получая Эйваз, человек должен собраться, скоординироваться, но не рационально, а в переживании, почувствовать себя целостным. И тогда он начинает видеть, что нужно, что не нужно, куда дальше идти и как действовать.
Современная цивилизация приучила человека к взрывному развитию, как на заправочной станции: взял силу (бензин), залил и пошел дальше. Точно так же он относится к знанию, к опыту, к учебе, к контактам с людьми, к любым возможностям. Человек по-марсиански пытается что-то захватить, получить, приобрести. Это развитие символизируется глаголами: получить, захватить, присвоить.
Существует иной путь развития, соответствующий Эйваз, Венере. Органическое развитие через усвоение полученного. Такой человек выше всего ставит собственную целостность, а не объем приобретенного. Пища, начиная от физических продуктов и заканчивая знаниями и озарениями, поступает в его организм последовательно и терпеливо включается им в свою собственную целостность. Взрывное развитие опасно тем, что человек, получая часто и много, не в состоянии переварить (или организовать) полученное. Его раздирают внутренние противоречия. Он не в состоянии балансировать между противолежащими позициями, между противоречивыми импульсами. Венерианское развитие позволяет сохранять большую устойчивость и при этом брать для развития только то, что действительно необходимо.
Тис - дерево, священное для скандинавов. Славно оно тем, что достигает самого преклонного возраста среди прочих деревьев и, даже будучи уже совершенно дряхлым, способно вдруг пускать из своего нутра молодые побеги и продолжать расти. Тис выделяет эфирные масла, изменяющие состояние сознания и способствующие шаманским путешествиям между мирами. Это функционально роднит тис с древом Иггдрасиль. Иггдрасиль дословно значит, скакун Игга, значит, оно является транспортным средством. Из литературного наследия нордов известно, что Иггдрасиль это дерево, вобравшее в себя свойства самых различных деревьев, некое универсальное древо, в котором присутствуют и свойства священного тиса. Послушаем же, что нам сообщает о ясене Иггдрасиль прозаическая Эдда Снорри Стурлуссона: "Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень -- у асов, другой -- у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем -- поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, -- источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость. Мимиром зовут владетеля этого источника. Он исполнен мудрости, оттого что пьет воду этого источника из рога Гьяллархорн. Пришел туда раз Всеотец (Один) и попросил дать ему напиться из источника, но не получил он ни капли, пока не отдал в залог свой глаз.
...Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд. Там место судбища богов. Каждый день съезжаются туда асы по мосту Биврёст. Этот мост называют еще Мостом Асов". ("Младшая Эдда").
В Старшей Эдде, однако, о корнях сказано несколько иначе. Один из корней в Нифльхейме, царстве мертвых, и под ним источник - Кипящий Котел. Два других - у великанов и людей. У великанов - источник Мимира, источник мудрости, а у людей - стало быть, источник Урд, источник судьбы, место судбища богов. Нам известно, что Один появился тогда, когда еще не было не было земли и моря и неба. Он с братьями создал землю, море и небо - из тела убитого ими великана Имира. Но тогда уже был Нифльхейм, а, значит, и источник Кипящий Котел. Один, как и все возникшее к этому времени - порождение Кипящего котла. Он его уже знает, этот мрачный, но исток жизни, зарождения всего сущего. Дальше из младшей и старшей Эдды мы узнаем о том, что Один познал тайну следующего источника - Мимира. Для того, чтобы испить один глоток чудесной воды, Один оставляет в залог свой глаз. С тех пор глаз остается в источнике Мимира, а Один окривел, приобрел асимметрию облика, метку Нави, нижнего мира мертвых. Остается еще один источник, источник Урд, тайну которого предстоит постигнуть Одину.
В одном из мифов Один однажды принес себя в жертву самому же себе, пронзив себя копьем и пригвоздив к Иггдрасилю, оседлав межмирного скакуна, чтобы обрести тайну рун. Согласно древним текстам, руны резали норны, живущие возле источника Урд и поливающие его водами Древо Мира. Обозначается связь между норнами, источником Урд и рунами. Тайны источника Урд (судьбы) и рун связаны между собой, возможно, представляют собой одно и то же.
Один, отправляя сына Бальдра в последний путь, шепнул ему на погребальном костре что-то о рунах. Об этом вёльва не говорит. Однако налицо зарождение новой жизни после Рагнарека и появление зловещего дракона Нидхёгг, как властелина этого мира. Какова будет дальнейшая судьба юного мира и юного бога? Об этом ничего не известно нам, потомкам. Ни эддическое, ни скальдическое литературное наследие не сообщает об этом. Вёльве пора было исчезнуть. Поэтому дальнейшее повествование будет попыткой реконструкции информационного провала, фантазией чистейшей воды (хорошо бы, Живой Воды).
Только источник Урд, только руны могут поведать эту тайну. Но рухнул Иггдрасиль, не выдержавший борьбы с драконом, подгрызавшим его корни. Землю поглотило море. Но восходит юная дочь проглоченного волком Солнца, и земля показывается из-под воды, и двое людей, мужчина и женщина, улыбаются друг другу, напившись росы в священной роще. Из обломка священного древа показался юный побег, наполняясь силой воды всех трех источников: мертвой воды Кипящего Котла, мудрой воды источника Мимира и живой воды источника Урд. Стремительно растет юный Иггдрасиль, вновь пронизывая и соединяя обновленные миры. И юный Один-Бальдр повторяет жертву отца, выполняет его последний завет - постичь тайну рун, чтобы постигнуть тайну темного чудовища и спасти юный мир, пронзает себя копьем и вешает на Иггдрасиле. Мало убить внешнее чудовище, надо не пожалеть чудовища в себе. Чтобы одолеть его в последней схватке, чтобы новый мир успешно прошел свои родовые пути и обрел законное право на существование.
Формулировка "принес себя в жертву самому себе" комментируется А. Платовым в книге "Магические искусства древней Европы" на примере славянской былины про бой на Калиновом мосту над речкой Смородиной. Иван Быкович сражается с драконами (читайте - Мировым чудовищем, кем бы оно ни было). По сути дела, это единый индоевропейский миф о битве героя (бога) с мировым чудовищем, желающим погубить мир людей. Это скандинавский Рагнарек. Кто же это чудовище? Оно до предела зооморфно, оно несомненно принадлежит подземному миру Нави. Платов проводит параллель между юным богатырем (коровьим сыном) и славянским богом Велесом, а также его скандинавским аналогом, Одином. Но и у Одина и у Велеса также есть признаки хтонического происхождения: Один, при всей его респектабельности (он бог магии, покровитель поэзии, доставший для асов мед поэзии) является хозяином Вальгаллы - того света для душ погибших воинов-героев, он без вреда для себя спускается в Хель, обитель мертвых. Добывая мед поэзии, он запросто обращается в змею. Его облик несет признаки асимметрии, характерный для порождений Тьмы. Дьявол хром, часто одна его бровь изображается с крутым изломом, а глаза разные, у бабы яги одна нога костяная, Хель, повелительница скандинавского мира мертвых ужасна обликом: одна половина ее цвета мяса, а вторая - синяя, мертвая. Велес является скотьим богом (и мать его корова), и в Велесовы (самые мрачные) дни зимнего солнцеворота славяне традиционно рядились в звериные шкуры и рога. Иван же при его вполне человеческой наружности - коровий сын. Т.о. налицо дуальность, двойственность их природы. На Калиновом мосту происходит битва на грани миров Яви и Нави, Света и Тьмы, Прошлого и Будущего, старого бога-чудовища с юным богом-человеком, старой ипостаси с новой. Битва Одина с самим собой же. Принесение в жертву себя старого, чтобы возродиться новому. Бой на Калиновом мосту, Рагнарек и жертва Одина, висящего девять дней на Мировом древе, соединяющем все миры, в том числе Мидгард (Явь) и Хель (Навь). Все это личины одного и того же события - смерти старого для жизни нового.
Кем же сойдет с Древа Мира юный бог, мудрый и столь претерпевший? Закончатся ли на этом его превращения? Настанет ли после его возрождения просветленное царствие духа на земле? Об этом расскажет следующая руна - Перт.
Смысл руны, таким образом, в обозначении некоего важнейшего рубежа в жизни, в освобождении духа от своих материальных оболочек, в поиске своего настоящего дома, мира. Иваз традиционно относится к рунам прибоя, и ее древние скандинавы изображали на носу своего судна, чтобы вернуться домой. Возвращение домой в самом широком смысле, к себе, к своим внутренним смыслам - это содержание Иваз. Рубеж одновременно является мостом. Причем, это мост, выводящий за пределы круга привычного образа жизни. Руна Тиса тринадцатая в старшем Футарке. Двенадцать предыдущих символизировали законченность, гармоничность круга. Иваз нарушает эту гармонию, выбивает почву из-под ног, выводит на новые уровни, в новые пласты реальности. Она по сути дела отсылает нас в Изначальную Бездну, с которой генетически связаны тис и Иггдрасиль. Поэтому формой психологической защиты от влияния руны в данном случае может быть симбиоз, зависимость, связанность с чем-то более поверхностным, но также ведущим в Бездну - алкоголем, наркотиками, сексом, игрой.
По поводу грани освобождения духа от материальных оболочек нам рассказывает процедура посвящения сибирского шамана. Есть несколько признаков настоящего шамана: иногда его наследственность, особенности психической жизни, склонность к измененным состояниям сознания, нередко эпилепсия. Но шаманом человек становится только тогда, когда во сне, грезе или ином измененном состоянии сознания в символической форме пройдет испытание в виде терзания его плоти, нередко расчленения тела какими-то силами, вываривания в котле (опять котел - Бездна), освобождения костей от плоти. Как мальчик Бастиан расстался со всеми дарами Фантазии перед источником Живой Воды, стал тем, кем был рожден, во всей своей простоте и гениальности, так и тот, кто получает руну Тиса, принимает с ней возможность оставить шелуху всех своих прежних иллюзий, обнажив сокровенную сердцевину, слив ее с осью мира.
В возрастной периодизации это и начало и конец, провал в Вечность. По-другому сказать невозможно, не пройдя сего этапа. Может соответствовать началу духовного перерождения после того, как человек посмотрел в лицо смерти. В годичном календаре - зимний солнцеворот, поворот на новый год, весну, период с 23 декабря по 6 января.
В каждый момент времени, в каждой ситуации человек должен приобрести что-то конкретное, жизненно необходимое ему для дальнейшего роста, не количественного, а органического, качественного возрастания. Росток превращается в стебель. Стебель дает бутон. Бутон раскрывается и превращается в плод и т.д. Нельзя весной вылить на растение всю воду, которую оно должно получить в продолжение всего цикла развития. Нельзя вложить в почву все удобрения и при этом не сжечь растение. Все должно поступать в нужных количествах и в нужное время.
Герда ищет Кая. Это очень серьезный символ, когда любовь ведет человека через все препятствия, даже казалось бы, непреодолимые, - чистейшая эгрегорная мистерия, таинство исполнения своей миссии.
Появление Белоснежки у семи гномов. Женское начало объединило противоборствующие силы. Белоснежка привнесла в сообщество то, чего ему не хватало - интегрирующую любовь. Маленькая, слабенькая сестра организует гномов так, что они совершают множество подвигов, хотя до того просто жили в свое удовольствие: охотились, ели, пили, спали, ругались ... Но наступил час восстановления гармонии и пришла Белоснежка - сила, направленная на преодоление совершенно невообразимых препятствий.
Хитроумного Одиссея ошибочно воспринимают как меркуриальный символ. Изобретательность Одиссея была основана на том, что ему, как говорят одесситы, "шибко надо было". Он ехал к Пенелопе. И там, где у других уже не хватало ума, выдержки, смелости, терпения, хитрости, изобретательности, он находил силы. У него была стратегическая задача - к Пенелопе вернуться, ибо Одиссей был достаточно преданным человеком.
Скандинавская Фрей - госпожа, хозяйка - лунная хозяйственная ипостась. Анахит персов - дочь творца, распоряжающаяся силой отца Солнца, как ворона в мультфильме: этому дала, тому не дала. Лакшми - счастье, красота, гармония. Римская Флора, славянская Лада (расцвет, помолвка, объединение начал, супружеское согласие)
- Теперь Вода спрашивает, - продолжал Фалькор, - готов ли Бастиан?
- Да, - громко сказал Атрейо. - Он готов.
В то же мгновение огромная голова Черной Змеи начала медленно подниматься, не выпуская из пасти хвоста Белой Змеи. Могучие тела их изогнулись и образовали высокие ворота - одна половина черная, другая белая.
Атрейо провел Бастиана за руку через эти зловещие ворота к роднику. И только теперь он открылся им во всей красе и величии. Фалькор шел за ними следом. И, пока они шли, Бастиан с каждым шагом терял один за другим все чудесные дары Фантазии. Из красивого, сильного, бесстрашного героя он снова превратился в маленького, полного, боязливого мальчика. Даже его одежда, от которой там, у Йора, в Руднике Минроуд остались одни лохмотья, теперь окончательно исчезла.
Так и стоял он, босой и нагой, перед большим золотым кругом, в середине которого била фонтаном Живая Вода. Она казалась высоким хрустальным деревом. В это последнее мгновение, когда Бастиан уже утратил все свои фантастические дары, но еще не обрел вновь воспоминания о своем Мире и о себе самом, он почувствовал полную растерянность: он больше не знал, к какому Миру принадлежит и существует ли на самом деле.
Но тут он просто прыгнул в кристально прозрачную воду, окунулся, перевернулся, фыркнул, обрызгал себя и, широко раскрыв рот, стал ловить сверкающую струю золотого дождя.
Он пил и пил, пока не утолил жажду. Радость переполняла его - радость жить и быть самим собой. Потому что теперь он снова знал, кто он такой и к какому Миру принадлежит. Он родился заново. И самое прекрасное было то, что теперь он хотел быть именно тем, кем он был. Если бы он мог выбирать из бесчисленных возможностей, он выбрал бы только эту одну. Теперь он знал: в мире есть тысячи тысяч радостей, но, в сущности, все они - одна-единственная радость: радость любить. Любить и радоваться - это одно и то же.
И потом, много лет спустя, когда Бастиан давно уже возвратился в свой Мир, когда он стал взрослым и даже старым, его никогда не покидала эта радость. В самое тяжелое время радость эта жила в глубине его сердца, и заставляла его улыбаться, и утешала других людей".
После этого Бастиан вновь обрел память и узнал, что должен вернуться в мир людей, и принести Живую Воду своему отцу (как Один тайну рун - людям). Вот и источник Урд, в котором человек может вновь обрести судьбу, принеся для этого жертву (расстанется, как Бастиан, со всеми дарами и иллюзиями Фантазии, или на девять дней и ночей приколет себя копьем к Мировому Колу, как Один).
В этой истории даже вид фонтана Живой Воды не случайно напоминает хрустальное дерево - Древо Мира.
Использованы материалы http://www.aquarun.ru/ , http://astro-sirius.ru/ и Елены Прудиус
Книга "У источника Урд. Рунный круг в сказках и мифах"